Телесестринство
Определение, задачи и функции
Телесестринство (англ. «telenursing») — использование телемедицинских систем для предоставления медсестринской помощи и координированной работы медсестер в тех случаях, когда физическое расстояние является критическим фактором.
Телесестринство направлено на улучшение качества и доступности помощи пациентам, особенно находящимся на амбулаторном этапе лечения. Данный вид телемедицины позволяет пациенту и его семье стать активными участниками лечебного процесса, особенно при хронических заболеваниях, а медсестрам – предоставлять точную и качественную информацию, осуществлять реальновременную поддержку.
Компетентное использование телемедицины в работе медицинских сестер базируется на следующих обязанностях квалифицированной медсестры (принципы American Nurse Association)
- Интегрировать телемедицину в медсестринскую практику для ассистирования пациенту, диагностики, идентификации результатов, определения плана лечения, обследования, консультаций и транспортировок.
- Установить терапевтическое взаимодействие таким образом, чтобы пациент ощущал постоянное присутствие и участие со стороны медсестры.
- Использовать телекоммуникационные технологии для максимального расширения взаимодействия с пациентами.
- Использовать наиболее подходящие специфические телемедицинские системы в индивидуальных случаях или для групп населения.
- Определять ситуации для использования телемедицины, вносить соответствующие изменения в план лечения.
- Обеспечивать информированное согласие пациента на использование телемедицины.
- Иметь навыки в проведении консультаций и мультидисциплинарного взаимодействия согласно потребностям пациента.
- Иметь знания и навыки относительно специальных телемедицинских систем и их клинического применения.
- Обеспечивать выполнение законодательных и правовых документов в сфере анонимности, конфиденциальности, информированного согласия и информационной безопасности в процессе использования телемедицины.
- Использовать результаты применения телемедицины и улучшения и модификации профессиональной деятельности.
11.Документировать и протоколировать методы, процессы и результаты применения телемедицины.
Основные принципы телесестринства (по Nurses Association of Nova Scotia, 2000)
1) Эффективное телесестринство должно:
— расширять и улучшать существующую систему здравоохранения;
— устанавливать оптимальный, а при необходимости неотложный, доступ к медицинским услугам;
— улучшать качество жизни;
— корректировать объем предоставляемых медицинских услуг;
— защищать конфиденциальность/приватность медицинской информации.
2) Обязанности медицинской сестры, проводящей телемедицинскую деятельность:
— устанавливать отношения «пациент-медсестра» на основах оценки, планирования, исследования нужд пациента;
— сотрудничать с иными медицинскими службами для более качественного оказания помощи;
— определять, когда телесестринство является наиболее эффективным и доступным методом помощи, соответсвующим нуждам пациента;
— предоставлять помощь в соответствии с принятыми стандартами, протоколами, этическими нормами;
— качественно оказывать медсестринскую помощь путем улучшения собственных знаний и умений и использования технологий;
— учитывать психологические, культурные, религиозные и т.д. особенности пациента;
— информировать пациента о возможностях и ограничениях телесестринства, заменять последнее очным визитом когда это необходимо;
— соблюдать информированное согласие;
— вести практику на принципах доказательной медицины.
Функции медицинской сестры, проводящей телемедицинскую деятельность:
— управление обращениями (звонками, e-mail) пациентов;
— мониторирование результатов диагностических обследований, назначений и плана лечения;
— координирование специализированной и первичной помощи;
— мониторирование эффективности протоколов (обезболивание, инсулин).
Основные компоненты телесестринства и их использование
Основные виды телемедицинских систем и процедур, применяющихся в практике медицинских сестер:
— домашняя телемедицина (в т.ч. телемониторинг, телепатронаж (телевизиты), телеконтроль, работа в call-центрах (телеконсультирование по протоколам и алгоритмам в виде программ, сортировка пациентов, инструктаж в неотложных ситуациях), телехоспис);
— перитонеальный диализ
— телемедицинский скрининг;
— дистанционные обследования;
— электронные амбулатории;
— очные осмотры и манипуляции с передачей медицинской информации для врачебного контроля; дистанционное обучение и информационная поддержка пациента, его семьи и лиц, непосредственно оказывающих помощь и уход;
— дистанционное ассистирование врачу в проведении протокола лечения (телеуправление гормональной и обезболивающей терапией).
Наиболее важным и эффективным направлением для телесестринства является домашняя телемедицина . Можно сказать, что в системах домашней телемедицины именно медицинские сестры представляют собой «первую линию обороны»:
1) медицинские сестры являются основными сотрудниками центров телемониторинга (call-центров) , в которых они осуществляют: контроль выполнения в домашних условиях обследований и терапевтических мероприятий, контроль динамики физиологических показателей пациентов, медсестринские телеконсультации (согласно специально разработанным протоколам), обеспечение быстрого взаимодействия пациентов, врачей и службы скорой помощи в экстренных ситуациях, инструктаж при оказании неотложной помощи до прибытия бригады скорой помощи и т.д.
2) медицинские сестры осуществляют телепатронаж пациентов (детские, взрослые, гериатрические контингенты) с использованием телефонной связи, видеоконференций, видеозвонков (рис.21.2). Телефонный патронаж известен с 1960х годов, однако в настоящее время его применение не отвечает требованиям современной системы здравоохранения. Телевизиты должны осуществляться с помощью видеоконференций (программных или аппаратно-программных) посредством специальных устройств (адаптированных для использования пациентами) или мобильных телефонов (с поддержкой функции видеозвонков). Во время телевизитов уточняется текущее состояние пациента, приблизительно оценивается общий и локальный статус, оказывается информационная и психологическая поддержка.
3) медицинские сестры выполняют очный осмотр и различные манипуляции (перевязки, инъекции и т.д.) во время личных визитов к пациенту на дом. Во время подобных визитов медицинская сестра с помощью цифровой фотокамеры или цифровых диагностических устройств фиксирует состояние места болезни; полученную информацию посредством Интернет передает в базу данных медицинского центра для последующего анализа и изучения врачом.
Подобный подход применяется у амбулаторных пациентов со следующими видами патологии:
— ортопедическая или неврологическая – видео- и фотоизображения объема движений в суставах конечностей;
— хирургическая и травматологическая – фотоизображения ран, ожогов;
— хирургическая и эндокринологическая – фотоизображения трофических язв;
— дерматологическая – фотоизображения кожных поражений;
— кардиологическая – ЭКГ в виде компьютерного файла или транстелефонная трансляция.
4) медицинские сестры осуществляют постоянную информационную поддержку пациентов и их родственников, а также дистанционное обучение навыкам ухода, самообслуживания, лечебным манипуляциям (для самостоятельного выполнения).
5) медицинские сестры обслуживают системы домашнего диализа
6) медицинские сестры участвуют в телеконтроле и обеспечении амбулаторной паллиативной помощи, контролируют проведение медикаментозной терапии, в т.ч. по специальным протоколам (гормональная, обезболивающая и т.д.).
Телесестринство в домашней телемедицине снижает количество личных визитов медицинских работников к пациенту, на 30-50% снижает количество ре-госпитализаций, снижает финансовые расходы, улучшает социальные и моральные показатели.
Электронная амбулатория
Специальным направлением телесестринства является работа медицинских сестер в так называемых электронных амбулаториях.
Электронная амбулатория – лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медико-санитарную помощь первого уровня (первую медицинскую, доврачебную и т.д.) в условиях постоянного телемедицинского сопровождения из медицинских центров второго-третьего уровней.
Персонал электронных амбулаторий комплектуется фельдшерами, медицинскими сестрами, парамедиками. С помощью комплекса телемедицинских систем (телеконсультирования, телемониторинга, телеассистирования и т.д.) персонал электронной амбулатории осуществляет диагностический и лечебный процесс с постоянным реальновременным дистанционным участием врачей-консультантов из вышестоящих учреждний (в том числе, узкоспециализированных)
Использование электронных амбулаторий (по-сути, это фельдшерско-акушерские пункты, укомплектованные телемедицинскими системами) позволяет организовать качественное медицинское обслуживание в крайне удаленных, труднодоступных и изолированных населенных пунктах. Обычно данный подход применяется в географических условиях джунглей или тундры. Однако, в настоящее время с учетом жесткого кадрового и финансового дефицита роль электронных амбулаторий чрезвычайно возрастает, в частности как единственного реального способа обеспечения медицинского обслуживания сельских районов.